«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





Социальный участковый

Практика «Социальный участковый»

1.Название практики Социальный участковый
2.География реализации практики Практика реализуется на базе отделений помощи семье и детям в 10 социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и 14 комплексных центрах социального обслуживания населения Ярославской области / 100 % доля участия учреждений социального обслуживания Ярославской области.
3.Период внедрения практики С 2021 г. по настоящее время
4.Целевые группы — семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении;

— несовершеннолетние из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении;

— родители/законные представители несовершеннолетних из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

5.Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики На сопровождении специалистов социозащитных учреждений Ярославской области находятся дети и семьи в трудной жизненной ситуации, в том числе   находящиеся в социально опасном положении, которые попали в поле зрения в связи с неблагополучной обстановкой в семье.

Имеющаяся система работы ориентирована на решение уже имеющихся у граждан социальных проблем. Такая постановка не решает вопросы профилактической направленности.

Сложность и комплексность социальных проблем таких семей определяют необходимость осмысления уже имеющегося опыта, системного подхода, отработки четкого механизма оказания социальной помощи на территории проживания семьи, а также оптимизации процесса профилактики и выявления раннего семейного неблагополучия. С этой целью разработана практика «Социальный участковый», которая поможет:

— перейти от преодоления имеющихся социальных проблем к предупреждению возникновения социальных рисков, созданию условий для профилактики социального неблагополучия уязвимых групп населения;

-повысить качество, расширить перечень и увеличить объем социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми;

-обеспечить на территории проживания семей с детьми равный доступ к социальным услугам.   

6.Цель практики Преодоление семьей трудной жизненной ситуации
7.Задачи практики 1.Качественно выстроить профилактическую работу по выявлению раннего семейного неблагополучия.

2.Определить проблемное поле семьи, межведомственной командой специалистов организовать работу на территории ее проживания, привлечь социальных партнеров к оказанию адресной помощи семье.

3.Повысить эффективность сопровождения семей за счет активизации ресурсов семьи, а также сочетания традиционных и инновационных форм и методов работы.

8.Описание практики Работа по участковому принципу направлена на выявление, учет и сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке и создание условий, сокращающих возможности возникновения неблагополучия.

В рамках данной практики города и районы Ярославской области поделены на участки, за которыми закреплены специалисты отделений помощи семье и детям учреждений социального обслуживания (социальные педагоги, педагоги-психологи, специалисты по социальной работе). Они оформляют социальный паспорт участка, на основании которого строится дальнейшая работа на закрепленной территории. Отдельные разделы этого документа содержат информацию о действующих на территории участка учреждениях и организациях, предоставляющих населению различные виды услуг, в том числе экстренную помощь. Эти данные помогают специалистам оперативно решать вопросы, связанные с оказанием социальной поддержки гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Каждый социальный паспорт участка содержит информацию о численности и составе населения, особенностях расположения района относительно центра, местах культурно-массового отдыха, а также местах возможного социального риска и т.д.

Специалисты учреждения социального обслуживания обеспечивают тесное взаимодействие с участковым инспектором ОДН УВД, школами, детскими садами, учреждениями дополнительного образования, поликлиниками для получения информации о неблагополучии в семьях.  Для выявления семей с определенными социальными проблемами   специалисты общаются со старшими по дому. Вся поступившая информация проверяется. С целью изучения ситуации в семье специалисты выходят на первичное обследование, определяют степень потребности семьи в социально-психолого-педагогической помощи, устанавливают причины возникших трудностей.

Плодотворное сотрудничество начинается с того момента, когда люди осознают свои проблемы, хотят с ними справиться, но не могут сделать это самостоятельно.

Специалисты учреждения социального обслуживания постоянно осуществляют социальный патронаж семей, состоящих на учете, проводят беседы на дому, направленные на разрешение проблемы, оказывают посильную помощь в сборе документов, в трудоустройстве, в лечении от алкогольной зависимости, ведут разъяснительную работу о правах на льготы и социальных гарантиях, проводят консультирование, при необходимости привлекают юрисконсульта, педагога-психолога и других специалистов, разрабатывают индивидуальную программу реабилитации семьи.

Участковые специалисты работают с семьями по индивидуальным социальным программам. Работа по участковому принципу позволяет сотрудникам учреждения лучше узнать нужды людей и более эффективно оказывать им помощь, целенаправленно планировать мероприятия по разрешению трудной жизненной ситуации; с возможностью использования заявительного и выявительного принципов работы, применением инновационных форм работы.

Функции работы специалистов по участковому принципу – это синтез функций отделения и участкового принципа работы:

1.Выявление семей, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Консультирование и информирование.

3. Составление социального паспорта участка.

4. Социальный патронаж семей.

5. Ведение банка данных семей.

6. Поддержка граждан в реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

7. Взаимодействие с другими ведомствами.

8. Осуществление просветительской деятельности о возможностях участкового принципа работы.

9. Профилактическая работа (консультативная, досуговая и другая деятельность).

Закрепление территории за конкретным участковым специалистом позволяет:

-обозначить долю ответственности специалиста;

-повысить уровень доверия к специалисту;

-опосредованно влиять на семью (специалист знает соседей, ближайший круг общения семьи и может через них устанавливать контакт, передавать и получать необходимую информацию и т.д.);

-экономить время (специалист знает свой участок, владеет ситуацией в семьях);

-оптимизировать межведомственное взаимодействие по каждой конкретной семье.

В ходе реализации практики:

-изучен и проанализирован опыт по проблеме организации эффективной работы по участковому принципу;

-разработан комплекс нормативно-правового обеспечения деятельности специалистов отделения помощи семье и детям;

-разработан алгоритм работы с семьѐй с момента выявления до снятия с учѐта, с отражением возможных вариантов в зависимости от категории, степени нуждаемости, возможностей семьи;

-разработана и унифицирована первичная, нормативная и отчетная документация для обеспечения работы по участковому принципу, расширено и документально обозначено межведомственное взаимодействие в работе с семьями;

-составлены социальные паспорта участков;

-организовано обучение специалистов;

-оказана необходимая методическая и практическая помощь учреждениям по внедрению практики;

-систематически собираются количественные и качественные результаты внедрения практики в т.ч. мониторинг качества и доступности государственных услуг в сфере социального обслуживания среди получателей социальных услуг.

Работа специалистов учреждений социального обслуживания выстраивается в двух основных направлениях – это выявление и профилактика.

Работа с семьей организуется по следующим этапам: диагностический, целевой, деятельностный, рефлексивный.

На диагностическом этапе проводится первичная социальная диагностика с целью выяснения всех значимых обстоятельств семейной ситуации.

На целевом этапе работы с семьей по результатам социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа реабилитации семьи. Данная программа предлагает формы и методы работы, которые наиболее эффективны для конкретной семьи. Мероприятия, запланированные в программе, обсуждаются с членами семьи, определяются сроки выполнения мероприятий, ответственные за их выполнение. Рассматривается необходимость подключения других специалистов учреждения, социальных партнеров и межведомственного ресурса к решению проблемного поля семьи.

Деятельностный этап включает реализацию мероприятий, запланированных в программе реабилитации данной семьи.

Механизм реализации практики предполагает социальное сопровождение каждой семьи с использованием следующих форм работы:

-работа с сетью социальных контактов (сетевые встречи);

— социальный патронаж;

— социальный контракт;

-медиация детско-родительских конфликтов;

— семейный клуб;

-выезды бригады «Скорой социальной помощи»;

-выездные консультационные пункты;

-участие в работе советов профилактики;

— межведомственные рейды;

-социальный десант;

— домашнее визитирование;

-сопровождение членов семьи в учреждения организации,

— консультирование;

-коррекционные занятия несовершеннолетними;

— занятия   с родителями (законными представителями);

-организация досуговых мероприятий и другие.

«Работа с сетью социальных контактов»

Цель: подготовка и проведение сетевых встреч с целью мобилизации социального окружения ребенка и его семьи для решения конкретной проблемы.

Основа сетевого метода заключается во включении самих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их родителей в терапевтическую работу.

Благодаря мобилизации формального и неформального окружения сетевая работа становится инструментом предупреждения распада семьи, разрешения конфликтной ситуации в семье, преодоления затянувшегося кризиса через выяснение сущности проблем и поиска способов оказания поддержки.

Инструменты: карта социальных связей, сетевая встреча, семейный совет, встреча группы поддержки, заключение договора.

К участию в «сетевых встречах» кроме всех членов семьи, их заинтересованных родственников, соседей и знакомых, могут привлекаться специалисты отдела опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, полиции, образовательных учреждений, представители общественных организаций, волонтеры и др.

Данный метод позволяет:

-включить родителей ребенка в процесс планирования и реализации программ социальной реабилитации их семьи;

-мобилизовать ресурсы родственников, специалистов, значимых для ребенка людей для решения конкретных проблем.

Сетевая работа становится инструментом предупреждения распада семьи через выяснение сущности проблем и поиска способов оказания поддержки, которая необходима для определения конфликтов и непонимания.

«Социальный патронаж»

Социальный патронаж семьи и детей – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть. Патронаж носит постоянный регулярный характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности. Патронаж семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде. Основная цель социального патронажа – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации. Задачи социального патронажа: исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи; социальная реабилитация семьи; профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов. Специфика патронажа как формы работы с семьей заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.). Многочисленные проблемы семьи требуют использования и сочетания разных видов патронажа: социально-психологический – помощь в решении социально-психологических проблем (психодиагностика, психокоррекция, индивидуальное психологическое консультирование); социально-педагогический – выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин (психолого-педагогическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция); социально-правовой – юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде.

«Социальный контракт»

Социальный контракт является основным способом оказания адресной помощи малоимущим семьям. По соглашению между органами социальной защиты и семьей (гражданином) государством предоставляются меры поддержки: единовременные и ежемесячные выплаты, помощь в трудоустройстве и обучении и др. При этом гражданин берет на себя обязательство выполнить определенные действия для повышения уровня благосостояния семьи.

В каждом конкретном случае составляется программа социальной адаптации и подбираются наиболее эффективные инструменты для повышения доходов. Это может быть содействие:

-в поиске работы, в том числе за пределами текущего места проживания;

-в прохождении профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

-в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности (открытие ИП);

-в ведении личного подсобного хозяйства (ЛПХ);

-в реализации иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.

Государство обязуется помочь заявителю выйти из трудного финансового положения, а он, в свою очередь, берет на себя обязательства в рамках соглашения: открыть свое дело, развивать домашнее хозяйство, пройти переобучение или найти работу. Это и отличает социальный контракт от пособий, рассчитанных на нецелевое расходование.

Функции специалистов отделений помощи семье и детям в подготовке и сопровождении социального контракта:

-Выявление семей с детьми, нуждающихся в заключении социального контракта.

-Проведение социально-педагогической и социально-психологической диагностики семьи.

-Определение объема и видов помощи семье исходя из ресурсов.

-Предоставление предложений в «Программу социальной адаптации семьи».

-Информирование органов социальной защиты населения об исполнении «Программы социальной адаптации семьи» клиентом и учреждением социального обслуживания.

«Медиация детско-родительских конфликтов»

Цель: профилактика и разрешение детско-родительских конфликтов.

Используемые медиативные технологии: «Медиация», «Круг поддержки сообщества», «Семейная конференция».

Восстановительный подход к разрешению конфликтов, позволяет его участникам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, взять на себя ответственность за исправление сложившейся ситуации, обучиться конструктивному способу разрешения конфликтов.

Специалисты учреждения социального обслуживания содействуют восстановлению нарушенных детско – родительских отношений, способствуют профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций.

«Семейный клуб»

Семейный клуб способствует расширению знаний детей и родителей о совместных содержательных формах досуга, объединяющих членов семей, и коррекции детско-родительских взаимоотношений.

Задачи семейного клуба:

-обучать способам и формам содержательного семейного досуга;

-обучать навыкам конструктивного взаимодействия детей и родителей;

— развивать коммуникативные навыки и познавательный интерес детей через совместную деятельность детей и родителей;

-развивать педагогические компетенции родителей;

-формировать семейные ценности.

Данная форма работы особенно актуальна с семьями, состоящими на учете, которые не в состоянии в полной мере обеспечить полноценное развитие личности ребенка; родители в этих семьях не имеют знаний о видах и возможностях проведения содержательного совместного досуга, не в полной мере удовлетворяют потребности ребенка во внимании и любви.  Как следствие нарушаются детско-родительские отношения.

Общение ребенка с взрослым принципиально отличается от общения детей друг с другом. В диаде ребёнок – взрослый ведущая роль принадлежит взрослому. Именно слова и поступки взрослого определяют характер и дальнейшее развитие его взаимодействия с ребенком, и именно ошибки взрослого, как правило, являются причинами возникающих между ребенком и взрослым конфликтов. Поэтому занятия в рамках семейного клуба направлены, в том числе, на повышение педагогической грамотности родителей.

Встречи в семейном клубе направлены на развитие и приобретение социального опыта ребенка, а именно: чувствовать себя комфортно рядом с родителем, понимать, любить их, контактировать, проявлять свою жизненную позицию, приходить на помощь, иметь оптимистический настрой.

К встречам в клубе привлекаются в первую очередь семьи, подверженные социальной изоляции, имеющие социальное окружение, оказывающее негативное воздействие на членов семьи.

Встречи клуба организуются ежемесячно и проходят в форме занятий для детей и родителей, семейных экскурсий, мастер-классов, викторин, выходов в театр.

«Скорая социальная помощь»

«Скорая социальная помощь» – это оказание на дому экстренной социально-психологической помощи несовершеннолетнему и его семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, выявление семей группы риска.

Информация о работе «Скорой социальной помощи» распространяется среди населения. Бригада откликается на каждый вызов. Звонят люди, которым небезразлично, что за стеной плачет ребенок.

В результате выезда специалисты «Скорой социальной помощи» решают следующие задачи:

— выявление несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

-выявление ситуаций психологического дискомфорта, конфликтных и других ситуаций, которые могут усугубить трудную жизненную ситуацию несовершеннолетнего;

-снятие «остроты» кризисной ситуации, оказание несовершеннолетнему необходимой в данный момент социально-психологической помощи;

-выявление социальных причин неблагополучия в семье несовершеннолетнего.

В составе выездной бригады работают специалисты учреждения социального обслуживания, а также специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектор по делам несовершеннолетних и участковый уполномоченный полиции.

Непосредственно на месте выезда сотрудники знакомятся с семьей: социальный педагог проводит первичную социальную диагностику семьи, педагог-психолог содействует в установлении контакта с членами семьи и проводит психологическую диагностику. Специалисты стараются снять «остроту» ситуации в семье, оказать, по возможности, на месте комплексную социально-психологическую помощь. 

Выезд «Скорой социальной помощи» является лишь самым первым звеном в длительной работе с семьей.

«Выездные консультационные пункты»

Выездной консультационный пункт решает следующие задачи:

-предоставление консультационной помощи;

-профилактика социального неблагополучия семей;

-своевременное выявление социальных проблем и определение способа их решения;

-максимальное приближение услуг к месту проживания семей.

Выездные консультационные пункты проводятся специалистами учреждения социального обслуживания по запросам администрации школ, с которыми заключен «Договор о сотрудничестве». В договоре указывается частота проведения данной формы работы (1 раз в 3 месяца), права и обязанности сторон. Администрация школы, анализируя социальную обстановку в учебном заведении и микрорайоне, проблемы, наиболее часто возникающие в семьях учащихся определяют круг специалистов учреждения социального обслуживания, которые потребуются для решения данных проблем.  Состав специалистов для работы на выездных консультационных пунктах может меняться в зависимости от заявленной школой проблематики.

Для работы в выездном консультационном пункте приглашаются следующие специалисты учреждения социального обслуживания: юрисконсульт, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, специалист по социальной работе.

Когда определен круг проблем и состав специалистов консультационного пункта, проводится рекламная акция. Большое внимание уделяется распространению информации не только среди учащихся и их родителей, но и среди других жителей микрорайона.

Преимущества выездного консультационного пункта:

— возможность выявления раннего семейного неблагополучия не только по информации администрации школы, но и по информации жителей микрорайона;

— возможность на месте в присутствии представителей школы выявить истинную причину неблагополучия и определить формы работы с несовершеннолетним и семьей.

На выездные консультационные пункты клиенты, в основном, обращаются для решения вопросов юридической, коррекционной, педагогической и психологической направленности.

Участие в работе Советов профилактики

Советы профилактики на базе школ –это коллегиальная форма работы.  Цель — выявление семей на этапе раннего семейного неблагополучия и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Именно школа является основной площадкой для выявления раннего семейного неблагополучия, так как учитель имеет возможность ежедневно наблюдать за ребенком, его состоянием, поведением, настроением и внешним видом.

Межведомственные рейды

— форма работы, представляющая собой совместный выход представителей органов системы профилактики.

Задачи рейдов:

-выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказание им всех видов помощи;

-выявление семей, родителей несовершеннолетних, ведущих аморальный образ жизни. Принятие мер (в соответствии с законом) на основании выявленных фактов.

-выявление подростков-правонарушителей, групп несовершеннолетних негативной направленности, принятие мер по предупреждению их противоправного поведения;

-выявление мест, где собираются несовершеннолетние (чердаки, теплотрассы, подъезды, подвалы и т. д.) и принятие мер (в соответствии с законом) по выявленным фактам;

-выявление и изъятие с улиц, других общественных мест безнадзорных детей, занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

-контроль за ситуацией в проблемных семьях.

Виды рейдов:

— по составу — межведомственные и внутриведомственные;

-по срокам — запланированные и внеплановые (экстренные).

Специалисты учреждения социального обслуживания согласуют время проведения рейдов, определяют маршруты рейда, знакомят представителей других организаций и учреждений с ситуацией в семье, которую собираются посетить. В ходе рейда специалисты обследуют жилищные условия семьи, проводят беседы с родителями по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В рейдах участвуют представители различных структур, поэтому существует возможность оказать комплексную помощь семье и определить степень участия каждой структуры в социальной реабилитации семьи.

После посещения семьи составляется акт по итогам проведения рейда, в котором указываются участники, подводятся итоги. Кроме того, в акте обязательно фиксируются совместно принятые решения о дальнейшей работе с конкретными семьями, посещенными в ходе рейда.

«Социальный десант»

способствует повышению доступности социальных услуг и оказанию адресной комплексной помощи семьям с детьми, проживающим в сельской местности и отдаленных районах города. Специалисты учреждения социального обслуживания выезжают в конкретное поселение или локальный микрорайон и оказывают на месте комплексную помощь семьям в соответствии с запросами членов семьи.

«Домашнее визитирование» осуществляется случаях, когда члены семьи по каким-либо причинам не могут прийти на консультации и занятия в отделение.

Специалисты выходят на дом с целью проведения индивидуальных занятий с детьми и родителями, запланированных в программе реабилитации данной семьи.

На рефлексивном этапе анализируются показатели итогового мониторинга. Для оценки результатов внедрения практики «Социальный участковый» используются количественные   качественные и показатели:

-количество семей, находящихся на сопровождении;

-количество обслуженных;

-количество несовершеннолетних, находящихся на сопровождении;

-количество семей, находящихся в социально-опасном положении;

-количество выявленных семей с признаками раннего семейного неблагополучия;

-количество семей, снятых с учета органов системы профилактики из категории «семья, находящаяся в социально-опасном положении» по причине улучшения ситуации в семье;

-количество семей, преодолевших трудную жизненную ситуацию;

-количество семей, повторно поступивших на учет в органы системы профилактики. 

9.Социальные результаты Профессиональная помощь специалистов и создание поддерживающей среды вокруг семьи позволяет семьям преодолевать трудности, сохраняет семьи и сокращает количество случаев изъятия детей.

Данный подход позволяет систематизировать профилактическую работу с семьями, имеющими детей, социально-реабилитационную работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации; оперативно проводить диагностику проблемного    поля семьи; внедрять эффективные формы и методы работы с несовершеннолетним и его семьёй.

Главной ценностью является сохранение кровной семьи для ребенка, семьи функциональной, способной самостоятельно находить решения в трудных ситуациях, безопасной для ребенка.

Практика воздействует на повышение уровня жизни благополучателей с помощью комплекса мероприятий, повышения доступности и качества услуг, их адресности с учетом индивидуальных проблем семьи. Включение членов семьи в процесс реабилитации способствует повышению их социальной адаптации, что в дальнейшем позволяет им самостоятельно решать возникающие проблемы.

Реализация практики способствовала:

-локализации профилактической работы с семьями по территориальному принципу;

— оперативному выявлению семей на стадии раннего семейного неблагополучия;

-повышению эффективности реализации семьей своих основных функций, собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций;

-доступности социальной помощи.

-созданию системы комплексного привлечения дополнительных ресурсов семьи или социальных партнеров.

Результатом внедрения практики стало оказание своевременной качественной комплексной помощи семьям с детьми, направленной на предупреждение и преодоление семейного неблагополучия.

10. Этапы внедрения практики I.Организационно-аналитический этап

1.Организационные мероприятия: формирование рабочей группы специалистов по проблеме; привлечение социальных партнеров и представителей других ведомств системы профилактики к совместному поиску путей решения, обозначенной проблемы; составление плана мероприятий по проекту.

2.Систематизация теоретического и практического материала: анализ научной, учебной, методической литературы, создание банка форм и методов работы, а также мер, направленных на профилактику в условиях социозащитного учреждения.

3.Отбор форм и методов профилактической и коррекционной работы с семьей и детьми для апробации в деятельности учреждения. Описание системы работы по оказанию комплексной социальной помощи несовершеннолетним и членам их семей.

II.Основной этап

1.Апробация в деятельности учреждения системы профилактических и коррекционных мер поддержки семей, в том числе несовершеннолетних.

2.Мониторинг количественных и качественных показателей реализации практики, в том числе включенности социальных партнеров и представителей системы профилактики.  Корректировка задач. 

3.Проведение обучающих мероприятий для специалистов области, работающих с семьями с детьми.

4.Внедрение практики в деятельность социозащитных учреждений Ярославской области.

5.Мониторинг количественных и качественных показателей реализации практики. (ежеквартально)

Сопровождение специалистов, внедряющих практику.

III. Рефлексивный этап

1.Анализ эффективности практики, включение практики в системную работу социозащитных учреждений Ярославской области.

11.Социальная значимость практики За период реализации практики 2021-2023 гг. в Ярославской области охвачено 24552 семьи (в них 55774 чел., 32492 несовершеннолетних), в том числе количество семей, находящихся в социально-опасном положении – 1404 (в них детей – 2845).

Качественные результаты внедрения практики:

— Выявлено семей в трудной жизненной ситуации – 608, из них 131 семья с признаками раннего семейного неблагополучия;

— Снят статус «семья, находящаяся в социально-опасном положении» в связи с улучшением ситуации – 466 семей (33%);

— Преодолели трудную жизненную ситуацию – 17923 семьи (73%);

— Улучшилось материальное положение в связи с заключением социального контракта в 4787 семьях;

— Разрешилась конфликтная ситуация в 70% семей;

— Переориентированы на здоровый образ жизни и восстановлены в статусе «ученика» 26% детей;

— У 78% несовершеннолетних наблюдается отсутствие правонарушений и рецидивов;

— 74% родителей/законных представителей повысили психолого-педагогическую компетентность.

Специалисты области, применяющие данную практику, отмечают   у клиентов следующую  позитивную динамику: родители пытаются вести социально одобряемый образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье, уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков; родители проявляют заботу о детях;  в социальном окружении семей появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые);  семья позитивно принимает помощь и налажены социальные контакты со специалистами, осуществляющими патронаж; не совершают противоправные действия,  имеют постоянное место работы или учебы, поддерживают позитивные отношения в семье и социально приемлемые интересы, занятия.

Реализация данной практики позволила:

1.Качественно выстроить профилактическую работу, направленную на формирование здоровых моделей поведения.

2.Определить проблемы, привлечь социальных партнеров, межведомственной командой специалистов оказать помощь семьям на территории проживания.

3.Повысить эффективность работы по предупреждению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей.

4. Повысить качество оказания комплексной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

12.Ресурсное обеспечение практики Внедрение практики не требует дополнительных материальных и кадровых ресурсов, т.к. реализуется на базе существующих отделений помощи семье и детям учреждений социального обслуживания Ярославской области и силами специалистов этих отделений: заведующий отделением, социальные педагоги, педагоги-психологи, специалисты по социальной работе. Для психолого-педагогических кадров, задействованных в реализации практики, проведены организационно-методические встречи, обучающие семинары/вебинары, организовано внутрифирменное обучение, специалисты прошли курсы повышения квалификации.

Методическое обеспечение: подготовлен сборник материалов «Социальный участковый»

13. Организации – партнеры практики — Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— Отделы опеки и попечительства;

— Правоохранительные организации МУ МВД России, ОМВД России;

— Образовательные организации, учреждения дополнительного образования;

— Организации здравоохранения;

— ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая наркологическая больница»;

-Центры занятости населения;

— Организации по делам культуры молодёжи и спорта;

— Благотворительный Фонд «Дорога к дому»;

-Рыбинская и Ярославская Епархии Русской православной церкви и др.


Домашнее визитирование


Занятие с семьей

Консультация

Межведомственный рейд

На занятии семейного клуба

Семейный клуб

Социальный патронаж
Россия - без жестокости к детям!