Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагируют очень остро: растерянность, паника, желание наказать так, «чтоб неповадно было». Прежде, чем бороться с нежелательным поведением ребенка, важно разобраться в причинах детского воровства.
Условно можно выделить такие причины как:
— Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
— Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
— Недостаток развития нравственных представлений и воли.
Бывают случаи, когда ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких. Эта причина связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребенок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное – и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.
В других случаях дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найдены» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности.
Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто они ищут внимания не только со стороны родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.
Надо помнить, что дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения.
Некоторым детям недоступно то, что есть у других детей. Например, у друзей есть карманные деньги, а его родители не видят в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги своему ребенку. Поэтому он начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.
Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть над сверстниками. Кража может быть желанием наказать обидчика или отомстить ему.
Если ребенок был замечен в краже:
— не угрожайте ему в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет ребенка в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем силой заставлять его признать свое поражение и то, что он «вор»;
— не навешивайте ярлыки, не называйте вором, предсказывая уголовное будущее;
— не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным («Мне стыдно за тебя», «Никому из родителей не приходится так краснеть», и т.п.);
— не обсуждайте возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребенка, золотое правило воспитания гласит: «Ругай наедине, хвали – при всех»;
— не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа «Как ты мог?»
— не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный проступок в сознании ребенка;
— не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношений к кражам.
Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажите, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.
Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.
Ребенка надо научить сопереживать, задуматься о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье – за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.
Как себя вести, если ребенок принес домой чужую вещь?
Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если эта игрушка из детского сада или кабинета врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, вы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?
Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь – собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней, или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка, или таким образом выказывает свою власть над более слабым. Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его в будущем.
Пожалейте ребенка, и ему сразу станет стыдно. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку. Если сын или дочь понимают свою вину, перенесите акцент на переживания и чувства человека, лишившегося любимой вещи, как ему плохо и т.д. Помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений и публичных разбирательств, лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть. Как только ребенок поймет и согласится, что его поведение было неправильным, дайте ему возможность исправиться.
Помните о том, что детское воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие или ошибки в системе воспитания. К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство можно отнести следующие:
— отсутствие последовательности в воспитании, когда за один и тот же проступок ребенка могут наказать, а в другой раз закрывают на это глаза;
— несогласованность требований взрослых, когда один родитель запрещает что-либо, а другой — разрешает;
— «двойная мораль» – когда внушения и требования родителей расходятся с их собственными поступками;
— ситуация вседозволенности, воспитание ребенка в стиле «кумир семьи»: ребенок растет с мыслью «я лучший и единственны», ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их «чудо-ребенка».
Если ваш ребенок совершил некрасивый поступок, не отчаивайтесь, а постарайтесь разрешить ситуацию, применяя наши рекомендации.
Мацкевич Ю. В., педагог-психолог ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник»