«Наставник»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Ярославской области Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Примем, поймем, поможем!





Детская жадность

Пожалуй, никакой другой изъян детского поведения не вызывает столь ранней озабоченности родителей, как жадность. Едва малыш начинает гулять на площадке и взаимодействовать со сверстниками, этот недостаток резко обращает на себя внимание окружающих. Родительские переживания здесь вполне понятны. В нашей культуре жадность, мягко говоря, не приветствуется, считаясь одним из главных пороков. Во всей детской литературе: и в фольклоре, и в самых знаменитых авторских сказках, — эта мысль проводится красной нитью. Жадность обязательно бывает посрамлена,  а во многих случаях отягощается еще и глупостью героя, из-за чего он делается всеобщим посмешищем. Но так ли уж плохо быть жадным?

Впервые с детской жадностью мы сталкиваемся, как правило, когда ребенку исполняется полтора-два года. Ребёнок начинает осознавать себя как личность. У него появляются такие слова, как «Я» и «Моё». А границы своего «Я» малыш распространяет на всё, что ему принадлежит, что входит в его личное пространство. Однако говорить о жадности в этом возрасте пока ещё рано. Ребёнок не жадничает, а всего лишь учится отстаивать свои права. Для него игрушка и всё, что входит в категорию «моё», — это и есть он сам. Поэтому любое посягательство на игрушку или другую вещь, принадлежащую ему, малыш воспринимает как действия против себя.

Очень неприятно родителям быть свидетелем сцены жадности своего малыша. Помимо того, что ребёнок не желает делиться своими игрушками, он ещё может и побить, защищая своё имущество. В такой ситуации один родитель начнет оправдывать поведение малыша, другой накричит на ребенка,  а то и отшлепать может, третий — демонстративно заберет игрушку у своего ребёнка и отдаст её другому…  Увы, все они совершают одну педагогическую ошибку — принуждают делиться!  Ребёнок при этом может сделать вывод о том, что он ничем не распоряжается, у него нет, и не может быть ничего своего. Он не важен, а другие важны. Дальнейшее поведение зависит от характера и темперамента ребёнка: либо он будет протестовать бурно и открыто, либо —  тихо и пассивно. Он может подчиняться, когда родитель видит, а когда не видит – поступать по-своему. Либо ребёнок может «сломаться» и превратиться в безотказное существо, неспособное за себя постоять. Сценарий безотказности он перенесет в свою взрослую жизнь. Другой сценарий жизни повзрослевших людей, которых в детстве заставляли делиться, и есть самая настоящая жадность! Такие люди становятся не только жадными, но и настоящими скрягами.

В чём же причины  детской жадности? Психологи выделяют несколько основных причин:

1. Недостаток любви, тепла, внимания. Если ребёнок развивается в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности или отгороженности, вражды и отчуждения между окружающими у него может развиться комплекс неполноценности, который он попытается компенсировать за счёт обладания престижными вещами.

2. Эмоциональная нестабильность. Ребёнок не в состоянии ответить на несправедливость со стороны родителей, так как это может сделать взрослый и тогда он ищет утешение в игрушках и вещах, компенсируя тем самым эмоциональные утраты.

3. Неуверенность в себе и страхи, связанные с поступлением ребёнка в детский сад или появлением младшего брата или сестры. Страхи заставляют искать уголок безопасности, малыш выбирает себе какую-либо игрушку, дающую ощущение стабильности  и с этой игрушкой он уже не может расстаться. Здесь важно показать ребёнку, что ни при каких обстоятельствах вы не перестанете его любить, постарайтесь в течение дня найти хоть немного времени, которое безраздельно посвятите только ему.

4. Перекос жизненных ценностей / избалованность.  Может быть, культ вещизма насаждается в семье самими родителями. Так же ребёнок может превратиться в жадину, если он является «кумиром» взрослых родственников, и тогда ему с радостью отдаётся все нужное и не нужное по первой же прихоти. Неумеренная родительская щедрость порождает в детях эгоизм и жадность. Такой человек будет принимать щедрость других как должное, при этом сам будет не способен ничего дать взамен.

5. Отсутствие единых правил воспитания. Если все взрослые члены семьи не договорятся между собой, не выработают единые принципы воспитания, то ребёнку гарантированы проблемы и комплексы его взрослой жизни. Он может принимать попустительство и равнодушие за доброту и любовь, а искреннюю заботу и волнение «строгого» родителя  считать нелюбовью и давлением.

Как же перевоспитать маленького жадину?

  • Очень важно в первую очередь справиться со своими эмоциями, выяснить причины жадности

ребёнка, и только после этого воспитывать (или перевоспитывать) свое чадо.

  • Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос щедрым, дайте ему вдоволь нажадничаться! Родителям

лучше всего не настаивать на том, чтобы ребёнок отдавал другим свои игрушки. Для начала малыш должен убедиться в том, что его вещи, если на то нет его согласия, неприкосновенны. Это прекрасный возраст для того, чтобы малыш освоил такие понятия, как «свое» и «чужое».

  • Во время игр на детской площадке помогайте подрастающему человеку «отстаивать свои

имущественные права» просто не вмешиваясь и не решая за него. Как только ребёнок поймет, что его игрушки это не он сам, приступы жадности пройдут сами собой. Этот период лучше всего терпеливо переждать, спокойно разъясняя ему, как следует поступить в той или иной ситуации. Не забывайте хвалить ребёнка тогда, когда он проявляет щедрость.

  • Очень важный момент в воспитании детей — пример родителей. Это самый действенный

способ воспитания. В первую очередь дети смотрят на то, как значимые взрослые себя ведут: щедрые они или жадные, расточительные или бережливые. Дети, конечно, слышат, что вы им говорите, но они также слышат и то, что взрослые говорят другим или друг другу. Помимо того, что они слышат, они ещё и видят и прекрасно понимают, когда вами  применяются «двойные стандарты». То есть родители зачастую разрешают себе делать то, что запрещают делать детям.

  • Не забывайте сами спросить у малыша разрешение взять то, что принадлежит лично ему. И

берите только тогда, когда он даст своё согласие. Будьте готовы к тому, что согласие вы можете получить не всегда. Отнеситесь к решению ребёнка с уважением. Хорошо, если вы своим примером сможете убедить ребёнка в том, что делиться с близкими – норма жизни.

  • Используйте в качестве воспитательного инструмента сказки и детские стихи. Вспомните

«Кошкин дом» С. Я. Маршака, алчную до нелепости старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, гадкого и одновременно жалкого Плюшкина из гоголевских «Мертвых душ»…

Однако помните,  чтобы ребёнок не вырос жадным не достаточно «прививать» ему щедрость, важно также, прививать ему бережное отношение к вещам и труду других людей. Чтобы  щедрость и бережливость гармонично сочетались в жизни вашего ребенка – занимайтесь его эмоциональным, интеллектуальным и духовным развитием.

 

Седаина Л. В. педагог-психолог

Центра «Наставник»

Россия - без жестокости к детям!